понедельник, 23 мая 2011 г.

В лес на своих «четырех»

Внедорожник — подходящая машина, чтобы застрять на ней посреди леса


 
Автотуризм в России и ее окрестностях расцветает пышным цветом: то, что раньше было уделом избранных, стало доступно едва ли не каждому. Но вот беда: для серьезного туризма нужен серьезный автомобиль, потому как дороги в нашей стране испокон веков пребывают в весьма плачевном состоянии. Кроме того, с каждым годом появляется все больше желающих ездить на авто в лес, в поля, то есть туда, где дорог нет по определению. А для этого нужен внедорожник. И что делать автотуристу, если отпуск, скажем, в ноябре? Тут без полного привода точно не обойтись.
Совсем недавно внедорожники (особенно, импортные) считались, вопреки заветам Остапа Бендера, предметом роскоши. Но прошло совсем немного лет, и отношение к этим машинам переменилось. Причин тому множество, и не в них дело, и не о них речь. Важно, что автомобиль повышенной проходимости перестал быть чем-то сказочным и недосягаемым, и очень многие могут позволить себе его купить.
Да и сами внедорожники, некогда бывшие единым семейством, перестали быть таковым: от мощного родительского ствола проросли ветви кроссоверов, известных также как «паркетники», и люксовых внедорожников. И те, и другие вряд ли когда-нибудь увидят серьезное бездорожье: первые — в силу конструкцонных особенностей, вторые — из-за дороговизны. Вот вы поехали бы месить грязь на машине за $100 000? Кто-то поехал бы, конечно, но таких — единицы.

Как отличить кроссовер от внедорожника

 
Многие полагают, что фундаментальное отличие — в присутствии в основании машины мощной рамы, но это не совсем так. Давно существуют внедорожники, в которых рама интегрирована в кузов. Так чем же тогда различаются лесные монстры и «паркетные джипы»?
Прежде всего, у внедорожников есть принудительная блокировка межосевого дифференциала, а в идеале еще и межколесных. Дифференциалом называют механизм, передающий крутящий момент от одного карданного вала к двум колесам по отдельности. Кроме основной задачи, он позволяет левому и правому колесу крутиться с разными скоростями: в результате двигающееся по внешнему радиусу колесо пройдет большую дистанцию, чем двигающееся по внутреннему. Центральный, или межосевой дифференциал, соответственно, распределяет крутящий момент между осями в полноприводных машинах, — а все внедорожники обладают полным приводом.
Следующий «родовой признак» королей бездорожья — понижающая передача. Она не позволяет машине ехать слишком быстро (на бездорожье это мало того, что совершенно не нужно, так еще и может быть крайне опасно), зато сила, толкающая его вперед, заметно возрастает. Тем самым несколько уменьшается риск «закопаться» в грязи. Механизмы блокировки межосевого дифференциала, подключения второй оси и управления понижающей передачей часто объединены в раздаточную коробку. Собственно, ее наличие — последний главный признак настоящего внедорожника. Прочие касаются высоты дорожного просвета и прочей автомобильной геометрии. Ведь если машина даже с блокировками и понижающей передачей будет ползать по полю на «брюхе» или утыкаться бампером в землю при попытке съехать с холма, какой же это внедорожник?
Кроссоверы, хоть порой и могут похвастаться внушительным дорожным просветом и даже кое-какой блокировкой межосевого дифференциала (с кучей ограничений), раздаточной коробкой не обладают никогда. Она им просто не нужна.
 
Если во главе угла стоит комфорт — тогда, скорее всего, вам есть смысл обратить внимание на кроссоверы. Потому что конструкторы большинства внедорожников принесли удобство в жертву утилитарности. Хотя, конечно, есть несколько моделей, вполне успешно сочетающие эти качества, но их стоимость достаточно высока.
Если вы уверены, что овраги, болота, лесовозные дороги и тракторные колеи никогда не встретятся на вашем пути, пожалуй, лучше просто купить «паркетник» и не мучиться. Он значительно комфортабельнее, да и топлива, как правило, потребляет гораздо меньше своих «старших» братьев. Если же бездорожья не избежать, или, наоборот, вы стремитесь туда всей душой — давайте смотреть, какую машину предпочесть.
Рыбакам и охотникам, то есть суровым мужчинам, привыкшим к невзгодам и лишениям, подойдет продукция УАЗ. Две последние модели, Нгтеук и Патриот, даже предлагают некоторый комфорт. Предыдущие же модификации армейского «козла» УАЗ-469, хотя отличаются превосходной проходимостью, во всем остальном свято соблюдают армейские же аскетические традиции. Если на охоту собралась большая компания — есть смысл ехать наУАЗ-2206, знаменитой «буханке». Комфорт там отсутствует как понятие, зато это лучший по проходимости полноприводной микроавтобус. Практически без изменений эта машина выпускается с 1965 года, то есть более 40 лет!
Более взыскательным любителям традиционного адреналина можно порекомендовать Land Rover Defender. Модификация «90» с короткой базой более проходима, зато в «110» влезает больше охотников и, что порою немаловажно, трофеев. Занятный, кстати, факт: при том, что Defender на ходу обладает мягкостью табуретки, а по дизайну и комфорту вплотную приближается к УАЗам, это один из самых популярных автомобилей среди английских аристократов, и подтверждение тому можно увидеть в фильме «Четыре свадьбы и похороны» 1994г.
  
Однако далеко не все, кто едет на природу, собирается там охотиться или рыбачить. Многие, например, готовы ограничиться скромной прогулкой с непременным пикником и шашлыками, но подальше от нахоженных троп; или же устраивают романтические купания в потаенных лесных озерах... Для таких поездок, безусловно, тоже понадобится внедорожник. Но вот тут уже стоит подумать о чем-то более удобном. С другой стороны, если ваши возможности не столь велики, а на природу едете вдвоем-втроем, для вас хороший вариант  «джип-сафари». На турецких курортах, на них можно забраться куда угодно, и, что немаловажно, без проблем выбраться обратно. Да, не стоит упускать из виду: имея внедорожник, на пикник можно выезжать круглый год, а не только в летний зной.

Немного об экипировке

С голыми руками ехать в лес даже на самом что ни на есть настоящем властелине болот и оврагов — поступок весьма неосмотрительный. Ибо народная мудрость на этот счет гласит, что «внедорожник — это автомобиль, который застрянет там, куда остальные просто не доедут». Поэтому, собираясь штурмовать бездорожье, трезво смотрите на вещи. Для самовытаскивания может пригодиться лебедка. Позаботьтесь о том, чтобы в багажнике были топор, лопата, пара тросов и несколько досок. Топор (а еще лучше — бензопила) поможет вам продраться через неожиданный завал, или просто убрать с дороги бревно-другое, не затрачивая на это титанические усилия. Ну, а все остальное пригодится в момент, когда машина засядет в грязи. Помимо этого, не забудьте доукомплектовать аптечку перевязочными материалами, и прихватите с собой GPS-навигатор, чтобы не заблудиться в лесу.
 
Но и это не все. Чтобы затруднить встречу передней части вашего автомобиля с кустами и ветками, полезно поставить «кенгурятник»: он может сберечь вам капот и фары. Если поход подразумевает преодоление водных преград, непременно надо продумать защиту двигателя от воды. Дело в том, что это коварное вещество не сжимается, и при попадании в двигатель быстро и почти безнадежно выводит его из строя. Чтобы предотвратить неблагоприятное развитие событий, выведите воздухозаборник двигателя на крышу с помощью специальной системы, именуемой шноркель, а также обеспечьте полную герметичность двигателя и всего электрооборудования. Иначе даже небольшая ямка посреди, казалось бы, неглубокого брода может привести к весьма печальным последствиям.
Если все вышеперечисленное (а это едва десятая часть от того, что может пригодиться в лесу) у вас уже на борту, а перечень возможных неприятностей не пугает — дерзайте, вперед! Только помните, что беречь природу все-таки надо, слишком уж плохо она восстанавливается после наших издевательств. Подумайте о том, что Исландия — очень подходящая страна для лихой езды по пересеченной местности, потому что на 95% из бездорожья и состоит. А вот оффроуд там запрещен категорически, и штрафы — запредельные.

Исходная публикация: www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/180/

Комментариев нет:

Отправить комментарий